За облаками

  

За облакамиhttp://www.zaoblakami.ru/
г. Курган

РАДИО ВОЗДУШНОГО НАСТРОЕНИЯ

12,5 лет назад FM-диапазон Кургана пополнился новым именем - накануне январских праздников горожане впервые услышали позывные музыкальной радиостанции с необычным названием - «За облаками».

Лицензию на вещание учредители радио «За облаками» получили в апреле 2002-го, и уже 28 декабря станция работала в эфире. Выиграть конкурс на частоту 101,5 FM удалось относительно легко – на нее было всего два претендента. Однако Андрей Воронцов, генеральный директор радиостанции, уверен, что победили бы и при большем количестве конкурентов. «Потому что мы вышли с изначально сильной концепцией местного музыкального радио позитивного настроения», - пояснил он.

Сегодня «За облаками» – единственный несетевой проект среди всех FM-станций Кургана. Зона охвата – областной центр и 60 км от него. Целевая аудитория – слушатели 27-35 лет.

Несмотря на свою «молодость», радио имеет несколько важных наград. В 2003м его PR-компания была признана лучшей на уральском конкурсе «Белое крыло». В 2004-м «За облаками» стала радиокомпанией года по версии Национальной ассоциации телерадиовещателей. В 2005-м взяла специальный приз на Уральском этапе всероссийского фестиваля информационных программ региональных радиостанций «Вместе радио» и завоевала титул «Бронзовый брэнд года / EFFIE» в номинации «Региональные проекты».

 БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА

«За облаками» начинался как совместный проект. Учредителями стали двое курганских и двое московских бизнесменов. У первых в Зауралье был медиахолдинг, в котором не доставало радиостанции. А у вторых – желание попробовать свои силы в радиобизнесе. Инициатором (с московской стороны) выступил Андрей Воронцов. К тому времени он уже имел опыт продюсирования, правда, телевизионного - в должности директора «О.С.П.-студии».

В новое дело вложили личные сбережения. Прежде чем подать заявление на конкурс, составили бизнес-план. За радиовещательным опытом съездили в несколько российских городов, побывали на Украине. В Кургане провели собственное социологическое исследование – узнали, нужна ли горожанам радиостанция, и какой она должна быть в плане музыкального наполнения.

На рынок вышли своевременно - ниша несетевого радио в городе пустовала. Это давало преимущество, хотя стартовать с полностью местным продуктом было рискованно. Особенно в Курганской области, которая является дотационной, сельскохозяйственной, с низким уровнем жизни и, соответственно, небогатым рекламным рынком.

Практически с нуля, путем конкурсного отбора приступили к формированию штата. Главным требованием к кандидатам было умение работать в коллективе. В результате, после собеседований и психологического тестирования к работе приступила команда из 27 человек. В эфир решили нести только хороший настрой. «На телевидении и в прессе слишком много негатива. Радио – единственное СМИ, которое может дарить людям чистую радость», - говорит Андрей Воронцов. В соответствии с этой задачей подбирали и название станции. Хотя оно рождалось долго и трудно, получилось действительно легким.

 «ЗАОБЛАЧНЫЙ» ЭФИР

Предварительные исследования запросов курганских слушателей показали интерес к российской музыке. Поэтому первое время ставили преимущественно ее. Постепенно пришли к выводу, что качественных отечественных композиций не так много, поэтому сейчас музыкальный эфир строится в пропорции 50 на 50. При этом на радио «За облаками» не крутятся шансон, классика, тяжелая музыка и подростковая «попса».

«Заоблачный» эфир включает несколько программ. Например, дневное шоу «Бизнес-ланч», молодёжный «Ультрамикс», программа о звёздах и шоу-бизнесе «На слуху». С полуночи до двух часов «За облаками» проводит своеобразный эксперимент – в авторской программе Влада Морозова «Пастельный режим» звучит музыка в стиле "лаундж", которую невозможно услышать на других радиостанциях.

По будням обязательно утреннее трехчасовое шоу с Дарьей Мирской. Существуют программы для автолюбителей («Автодром»), информационно-познавательные о странах и приключениях («За горизонтом»), о здоровье («Здоровый образ») и ещё много всего интересного.

Ежедневно в эфир выходит информация о курганской погоде, о курсах валют в местных банках и, конечно, новостные выпуски. Последние, по мнению генерального директора, долгое время оставались «не доведенными до ума». «Работа по построению музыкального эфира и по программированию была закончена довольно быстро. А вот новости еще страдали суховатостью, излишним официозом, и мы в корне изменили к ним подход», - сказал он.

 БРЭНД И МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Над созданием собственного брэнда работали с самого начала В течение первого года существования радиостанция провела 17 PR-акций. Именно эта PR-кампания в 2003-м стала лучшей на уральском конкурсе «Белое крыло». Основными ее принципами были: небольшие бюджеты, оригинальность, доступность. «Мы наметили три этапа: заявить радио «За облаками» на рынке как новое СМИ; закрепить в сознании слушателей за этим брендом частоту 101,5 FM, поскольку раньше на ней вещала одна из сетевых станций; сформировать образ местной, «своей» радиостанции», - говорит Александр Кокотеев, руководитель PR-службы радио «За облаками».

Оттолкнувшись от названия, сделали акцент на авиационной тематике: коллектив именует себя экипажем, для слушателей организуются бесплатные полеты на вертолетах, прыжки с парашютами и так далее. А многие из проектов, осуществленных в 2003-м, стали традиционными: совместная акция с ГИБДД на 8 марта, розыгрыш зачетов и экзаменов для студентов университета, ежегодные праздничные площадки на День связи.

Радиостанция сотрудничает с местными творческими коллективами. К примеру, в 2005-м году на День радио запустили «Автопоезд». По Кургану ездили джип с колонками, автобус с артистами и КАМаз, кузов которого был переделан под мини-сцену. В нескольких местах города грузовик останавливался, артисты выступали, а вечером все закончилось танцевальной вечеринкой в ночном клубе. На радио «За облаками» считают, что такие мероприятия работают не только на имя станции. Это своеобразный вклад в решение молодежных проблем. Из экономически неблагополучного Кургана молодые часто уезжают, а те, кто остается, ограничены в трудоустройстве, местах отдыха, выборе развлечений. Хотя сейчас, как признаются «заоблаковцы», становится всё сложнее найти изюминку, которая бы привлекала внимание к таким мероприятиям, - в провинциальном городке трудно найти что-то новое.

 ТВОРЦЫ И ПРОДАВЦЫ

В 2004-м году командир экипажа «За облаками» месяц работал в радиохолдинге американского города Рино. Там на 400 тысяч жителей вещают 23 радиостанции. Поэтому на вопрос, не много ли для Кургана шести станций, у Воронцова ответ есть - главное не количество станций, а умение продавать их рекламные возможности. В Рино семь радиостанций холдинга обслуживают 50 человек, из которых половина работает «продавцами». В ежедневном графике менеджеров по продажам – переговоры, тренинги, видеокурсы и даже нечто похожее на практику советских соцсоревнований. Словом, увиденное в США очень пригодилось в Кургане.

«Экипаж» сейчас увеличен до 40 человек за счет расширения коммерческой службы. Рекламодателю предлагаются сильный брэнд, качественная аудитория и практически неограниченные возможности самостоятельного эфира. «Мы редко обращаем внимание на рейтинги, поскольку знаем, что «Русское радио», например, нам не догнать никогда. Но этого и не нужно. Зато я уверен, что от нашей рекламы заказчик обязательно получит отдачу», - говорит Андрей Воронцов.

Такой эффективности способствует и общая ситуация на курганском рынке радиорекламы. Он пусть медленно, но развивается. Рекламодатель приучается к тому, что реклама на радио выгодна. На фоне роста интереса к ней увеличиваются ее объемы, есть резерв и для повышения тарифов на размещение. «Четыре года назад цены были ниже в два-два с половиной раза – рассказывает Андрей Воронцов. – Более того, они уже тогда могли быть увеличены в два раза. Мы предлагали другим радиостанциям поднять цены. Нам отвечали, что рекламодатель к такому скачку не готов. А когда мы все-таки увеличили тарифы, этого увеличения никто не заметил. Сейчас мы продолжаем периодически менять расценки на рекламу, и это никого не пугает, потому что цена все еще остается низкой».

Коммерческая служба радио «За облаками» в настоящее время продает медиаресурсы самой станции, а благодаря сотрудничеству с рекламными агентствами Кургана может предложить размещение не только в радиоэфире. Гендиректор когда-то спрогнозировал, что со временем она разовьется в добротное рекламное агентство полного цикла (по крайней мере, «креатива и опыта уже хватает», - сказал он тогда). И вот оно, свершилось: в октябре 2006-го появилось рекламное агентство «Жираф» - агентство полного цикла.

 НА ПОРОГЕ НОВОГО

Сейчас уже можно говорить о безоговорочной самоокупаемости радио «За облаками». В 2005-м году были сделаны дополнительные вложения, и радиостанция стала действительно прибыльной.

Дирекция намерена увеличить зону вещания «За облаками» – открыть свой филиал в Шадринске. Уже решен вопрос по доставке туда сигнала. Планов продвижения в другие районы области нет. При небольшой численности их населения это экономически невыгодно.

Совсем недавно в концепцию радиостанции были внесены некоторые коррективы. Сдвинулась вперёд возрастная планка целевой аудитории, а музыкальное наполнение теперь рассчитано больше на женскую часть населения.

И тем не менее, самобытность и нужность единственной местной FM-радиостанции в Кургане не подвергается сомнению. И очень обоснованно на 101,5 звучит: «Радио "За облаками" – всегда на высоте!»

По материалам статьи «Радио воздушного настроения»
журнал R2R, май 2005 г.

ICQ: 219-662-273 (Музыкальный редактор)

Адрес: г. Курган, ул. Тобольная 54, офис 410 Радио "За облаками"

Телефон: (3522) 41-27-72

Факс: (3522) 41-27-72

Новости - RSS | Экипаж | Программы | Утреннее шоу | Проекты | Twitter | ВКонтакте | Одноклассники | Facebook | Написать письмо

101-я кнопка на E-Radio: 32k
102-я кнопка на E-Radio: Relax



П о и с к