Несколько сложным может показаться случай с версиями оффлайновых радиостанций в сети. На первый взгляд может показаться, что у такого СМИ два пространства деятельности: онлайн и оффлайн. Но только на первый взгляд, потому что все-таки оффлайновая радиостанция «А» и сайт радиостанции «А» – это два различных вида СМИ, поскольку функциониру-ют они в различных медиа-пространствах и преследуют различные цели и задачи: ведь все же основной целью сайта радиостанции в интернете (даже если на сервере работает прямой эфир оффлайновой станции) остается продвижение, привлечение дополнительной потенциальной аудитории к оффлайновому эфиру или укрепление положительного имиджа у аудитории реальной. В то же время сайт радиостанции отличается от собственного сетевого радио, поскольку, находясь в одной медиа-среде, они являются различными типами данного вида СМИ. И не только по такому типоформи-рующему признаку, как цели и задачи (о цели сайта оффлайновой станции только что говорилось, а у собственно сетевого радио это уже полноценный комплекс: информирование, развлечение, просвещение и т. д.)., но и по такой категории, как «учредитель», потому как учредителем сайта радиостанции всегда выступает частное лицо или группа лиц, представляющая интересы оффлайнового вещателя. Учредители же исключительно сетевого радио представляют интересы только данного сетевого СМИ. Таким образом, я считаю, что версии оффлайновых станций – это не полноценное сетевое радио. Это тип сетевого СМИ, который является сайтом радиостанции в интернете или (при наличии прямого эфира на сайте) – версионным сетевым радио.
Начнем с характеристики типологии версионных сайтов. При разработ-ке типологии сетевых СМИ вполне подходящим является метод, предложенный в 60-х годах XX века профессором А. И. Акоповым для анализа печатных СМИ, который впоследствии оказался универсальным и для электронных СМИ (радио и ТВ). Так, типоформирующие признаки сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория.
Учредителем сайта радиостанции чаще всего является руководство, а иногда творческий коллектив его "оффлайнового родителя". То есть чаще всего эта категория у них совпадает. Хотя бывают случаи, когда учредителем сайта становится лицо (или группа лиц), не являющееся официальным представителем станции (радиослушатель-любитель или поклонники радиостанции). В этом случае сайт называют "неофициальным". Соответственно, в первом случае сайт именуют "официальным".
С каждым годом количеe-ство «неофициальных» сайтов постепенно сходит на нет. Причин тому много: и занятость их создателей, и малая посещаемость, и «конечность» чистого энтузиазма. Поэтому все чаще на таких страничках можно найти необновляющийся фото- или видеоархив и перечень программ станции, а иногда форум.
В качестве примера неофициального сайта можно привести сервер «Европа Плюс Комсомольск» (http://radiokomsa.by.ru). Здесь всего несколько разделов: Главная страница (с выходными данными станции), фотоархив, видеоархив. Более интересным и богатым по содержанию и исполнению является неофициальный сайт новосибирской рок-станции «ОТС» (http://radio-ots.narod.ru). Рубрикация такова: История, Программы, Коллектив, В эфире (сетка программ), Новости, Форум, Гостевая, Разное, Контакты. У неофициального сайта радиостанции «Пирамида» из города Назарово (http://www.nazarovo.ru/piramida) разделов меньше: Главная, Новости, История, Фотоальбом, Гостиная, Бонус (здесь можно найти архивы некоторых программ и джинглы). Но дизайн и графика выполнены довольно качественно. Кстати, данный сервер был создан бывшим сотрудником радио «Пирамида».
Аудитория. Эта категория очень сложна в изучении. Вообще аудитория Рунета мало изучена, и уверенно сказать, что по социо-демографическим признакам и по рейтингам станции их сетевые версии идентичны, совпадают или похожи, сложно. Потому предположим, что это действительно так.
О цели версионного радиосайта мы уже говорили. Но повторюсь: основная цель – это реклама и промоушн оффлайнового радио и его имиджа. А вот задачи могут различаться и варьироваться, значительно расширяться (информирование и просвещение аудитории, пропаганда определенных идей, образа жизни, развлечение). Это, естественно, влияет на вторичные и формальные типологические признаки сайтов: редакторский состав, информационное наполнение, рубрики, содержание сетевого СМИ. По этому признаку можно выделить несколько основных типов сайтов радиостанций:
- сетевая визитка
- сетевой фэн-зин
- информационно-развлекательный сайт.
Сайт - сетевая визитка преследует основную цель – рекламу оффлайно-вой станции в информационном пространстве интернета, и в данном случае задачи таких изданий не выходят за рамки цели. Причем реклама имеет двоякую нацеленность – с одной стороны, информирование потенциальной аудитории станции о своем наличии, формате и частоте, с другой, информирование потенциальных рекламодателей, которые посещают всемирную паутину.
Если говорить о вторичных типологических признаках данных сайтов, то редакторский коллектив здесь попросту отсутствует – технология создания таких сетевых изданий, в основном, похожа. Радиостанция заключает договор с какой-либо местной веб-студией о единовременном бартерном обмене информационными услугами: за определенный объем рекламы в радиоэфире веб-студия разрабатывает графику, дизайн, структуру сайта и наполняет его тем текстовым содержанием, которое предоставит ей руководство радио. Причем зачастую это тексты из рекламных буклетов или заказных материалов в газетах, размещенные без редактирования и адаптации. Затем это "неповоротливого паучка" запускают в паутину и с гордостью помимо телефонов и факсов отныне указывают URL-адрес в своей сувенирной промо-продукции. Обновляют сайты-визитки редко: в основном, раз в год (по случаю дня рождения радиостанции).
Сетевые радио-визитки, в основном, не имеют разделов, рубрик, ссылок и напоминают рекламный буклет или пресс-кит. Максимальный объем такого сайта - от 5 до 15 html-страничек, где можно встретить чат или гостевую книгу, подробный прайс-лист, сетку вещания и описание сотрудников станции (т. н. "профайлы"), некоторые интерактивные разделы. В принципе, сайты-визитки создаются из соображений престижа. На сегодняшний день их становится все меньше: услуги веб-студий остаются недорогими, аудитория интернета растет и конкуренция ожесточается. В данный момент такие сайты имеют, в основном провинциальные радиостанции. Например, сайт омской радиостанции «Радио-3» (http://www.radio-3.ru), где можно встретить следующие разделы: Главная, Hiстори, О нас, Программы, Pro Рекламу, Рейтинг, Хит-Парад, Поздравления, Книга отзывов, Новости, Музыкальный архив станции. Но все эти разделы малосодержательны, редко обновляются и служат исключительно продвиженческим целям.
Другой, еще более яркий пример - сайт барнаульской радиостанции «Heart FM - 105,9» (http://www.radioportal.ru/piligrim/index.shtml?index). Новости, Передачи, Ведущие, Сотрудники, Контакты, Гостевая книга - вот и все разделы, наполняющие данный незамысловатый сайт.
Вернуться
|