Брейкбит

Брейкбитhttps://radio.obozrevatel.com/breykbit/

Украина, г. Винница

Брейкбит (англ. BreakBeat — ломаный ритм) — термин, объединяющий под собой класс жанров электронной музыки на основе барабанной партии с ломаным ритмом, или же непосредственно сами эти барабанные партии.

«Ломаность» ритма достигается за счёт смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Чаще всего синкопирование происходит на третьей доле.

Брейкбит может иметь как регулярную структуру, то есть с постоянным использованием одного и того же ритмического рисунка (брейка), так и нерегулярную, с сочетанием разных ритмических рисунков. Впервые исторически этот метод применили барабанщики Джеймса Брауна. При всём этом сохраняется четырехдольный размер с подчеркиванием основных долей, дающий ощущение ритмической устойчивости, повторяемости, цикличности. «Раскладка» ударных чаще всего идет как в роке – четные доли акцентируются с помощью бочки, нечетные – ведущим барабаном. Это основная схема, базовая конструкция, которая может видоизменяться (так, могут акцентироваться только сильные доли или только слабые, в партии бочки и барабана могут использоваться пунктирные ритмы и т.д.).

На нее накладываются сложные «колорирующие» рисунки дополнительных барабанов и перкуссии, мельчащих основные доли (не только четвертую, как это принято в роке и джазе), исполняющих достаточно виртуозные синкопированные сбивки, «пассажи», дроби.

Необходимо отметить, что BreakBeat - это лишь общая классификация всей той музыки, которая использует описываемую выше ритм-структуру (разве что за исключением Hip-Hop, который появился раньше).

Обычно брейки семплируются из старых записей фанка и диско или создаются на драм-машинах и на их компьютерных эмуляторах. Термин «брейк-бит» можно рассматривать двояко – как одно из крупных направлений современной электронной музыки, появившееся в 90-е годы и значительно переосмыслившее идеи хауса и техно, и как сугубо «технологическое» понятие, описывающее определенную ритмическую структуру.

Как верно заметил один ди-джей, BreakBeat – это закольцованный брейк взятый из любого фанк, рок, поп номера. Собственно, иногда так и поступают ди-джеи и продюсеры, работающие в области брейк-бита. Отметим, что своеобразная ритмика брейк-бита несет явное влияние свинга, фанка, регги и хип-хопа (в последнем термином «брейк» обозначается своеобразная пластика, танцевальные движения).

История

Основоположником идеологии брейкбита является американец ямайского происхождения, хип-хоп-диджей Kool Herc, который в 1970-х годах первым начал использовать брейки из записей фанка в качестве ритмической основы для рэпа.

Он брал две одинаковые пластинки и с одной из них заводил необходимый ему барабанный проигрыш, а как только этот проигрыш подходил к концу, Kool Herc заводил этот же проигрыш с другой пластинки, создавая таким образом непрерывный ритм.

Одним из самых известных и часто используемых брейков с тех пор и до настоящего времени является Амен-брейк, получивший название от трека Amen, Brother фанк-группы The Winstons, откуда и был заимствован.

Миксовать в одном диджей-сете хип-хоп-ритмы с хаусом и техно начали ещё всё в тех же Соединённых Штатах в 1980-х годах, получая некий прообраз того, что сейчас понимают под брейкбитом.

BreakBeat окончательно сформировался как отдельный стиль в 1990-х годах. Стремительный рост популярности BreakBeat был вызван тем, что к тому времени люди уже несколько устали от порядком приевшегося HouseBeat. Также на популярность очень сильно повлияло и то, что в BreakBeat часто применяются фанковые грувы, а весьма заметное влияние HipHop не заметит только глухой.

Местом рождения BreakBeat принято считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и Бристоль. В Великобритании с начала 1990-х годов стали изготавливать ускоренный до 150—170 ударов в минуту AcidHouse с уже внедрёнными в него брейками, а совсем скоро и вовсе только из одних брейков в качестве ритмической основы. Жанр получил название HardCore (не путать с голландским хардкором, также известным как Gabba), его ярчайшие представители это The Prodigy, Altern-8, 2 Bad Mice и другие. К 1992 году HardCore раскололся на множество других жанров, главным из которых стал Drum\'n\'Bass, где основной акцент делается именно на сложность барабанных партий.

Позднее под влиянием HardCore / Drum\'n\'Bass развилось множество других жанров с брейкбитом в основе, среди них Nu skool Breaks (Adam Freeland, Aquasky, The Plump DJs, Tipper), 2 Step Garage (Artful Dodger, MJ Cole, Zed Bias), BreakCore (Venetian Snares, Shitmat), BreakStep (DJ Zinc), DownBeat (Amon Tobin, Portishead, Thievery Corporation) и другие. Видя, как принимают эту «необычно звучащую» музыку на танцполе, многие промоутеры начали приглашать брейкбитовых ди-джеев на свои вечеринки, ставить их на главные танцполы или отдавать им один танцпол. Так поступил John Digweed, который на своих вечеринках Bedrock отдал второй танцпол под брейкбит, там выступали самые интересные брейкбитовые ди-джеи.

Приблизительно в то же время брейкбитовая сцена начала вылезать из маленьких клубов и пабов на большие танцполы. Вероятно, в то же время появились те самые команды, которые сегодня стали звездами в Англии или Австралии, где брейкбит чудовищно популярен. Люди, приходившие на брейкбитовые вечеринки, понимали что «отрываться» можно не только под хаус, но и под брейкс, причем под брейкс куда как приятнее!

Постепенно брейкбит (или «брейкс», как многие называют это направление сейчас) стал поставщиком всех тех «бомб», которые могли взорвать любой танцпол на раз-два. Все без исключения коммерческие хаус-ди-джеи стараются уделять внимание брейксу. Популярность жанра достигла такого уровня, что такие ведущие лейблы как Global Underground и Bedrock records (которые изначально специализировались на прогрессив-хаус музыке) начали уделять внимание брейксу, как направлению чрезвычайно актуальному и интересному. Bedrock records открыли специальный подлейбл Bedrock breaks. Английские средства массовой информации также вовсю стараются показаться модными и актуальными, и постоянно пишут о брейксовых музыкантах, а радиостанция BBC radio 1 даже иногда организует «Брейкс уикенды», где целые выходные в эфире национальной радиостанции звучит брейкс.

Брейкс-сцена настолько выросла и окрепла, что уже заимела собственную церемонию награждения “Breakspool”.

Сегодня слово BreakBeat часто служит синонимом именно к музыке со значительным акцентом на брейкбит-партии и темпом до 150 ударов в минуту, в частности Nu skool Breaks и его дальнейшие разновидности, Big Beat и тому подобное.

В СНГ BreakBeat пришел вместе с волной мирового успеха таких групп, как The Prodigy, Death In Vegas, Fatboy Slim.

Big-Beat

Биг-бит (big-beat) – одна из разновидностей современной электронной музыки, возросшая в 1994-95 годах на основе брейк-битовой ритмики. Название данного стиля совпадает с обозначением одного из ранних направлений поп-музыки (предшествовавшего становлению собственно рока), однако путать их не следует.

«Современный» биг-бит еще иногда именуют химическим битом – по названию песни Chemical Brothers - «Chemical Beats». Кстати, именно британские «братья Менделеевы» и считаются родоначальниками данного стиля. Как следует из названия, в биг-бите (возникшем как преимущественно инструментальная музыка) на первом плане находится ритм («поддерживающие» партии достаточно минималистичны). Безошибочно биг-бит можно опознать по подчеркиванию первой из четырех долей с помощью бочки, хай-хэта, а иногда и акцентом синтезаторов или сэмплированных гитар. Кроме того, ритм-грувы в биг-бите вообще прочерчены значительно «жирнее», звучание электронных ударных – плотнее и тяжелее, нежели в предшествовавших ему джангле и трип-хопе, темп – средний, удобный для движения. Это говорит о том, что биг-бит – стиль прежде всего танцевальный, и под него, действительно, трудно усидеть на месте. Вместе с тем, как и в других направлениях основанных на брейк-битовой ритмике, для биг-бита типичны синкопированные рисунки, дробления слабых долей, полиритмия, «напластования» нескольких линий, хотя и не столь сложные, как в джангле. Партии баса несут отпечаток фанка и хип-хопа.

Характерной чертой биг-бита являются также саунд-эффекты, имитирующие завывания сирен, звуковые сигналы, бульканья, фырканья, зуммы и т.д. (фирменная находка Chemical Brothers), а также голосовые сэмплы со старых пластинок. В 1995-96 году биг-бит в основном концентрировался вокруг двух британских лейблов – брайтонского «Skint» и лондонского «Wall of Sound». Наиболее известные артисты, творившие в данном направлении – Fatboy Slim, Bentley Rhythm Ace, Lo-Fidelity Allstars, Propellerheads, Wiseguys, французский проект Les Rythmes Digitales и др.

В Америке биг-бит тоже стал популярен, найдя пристанище на лейбле «City of Angels Records» (Crystal Method – «американский ответ» Chemical Brothers, а также Uberzone, Lunatic Calm, Front BC). Иногда к биг-биту относят также Prodigy, что представляется неверным, так как эта команда демонстрирует совсем иную энергетику, отличную от «светлого», «радостного» духа биг-бита, наследующего в данном смысле у хауса старой школы.

Биг-бит постепенно эволюционировал, превращаясь из чисто инструментальной музыки в вокально-инструментальную (или, по крайней мере, в музыку с более ярко выраженной мелодикой), из чисто танцевальной – в музыку, пригодную и для внимательного слушания. Те же Chemical Brothers, словно оправдывая название стиля, привнесли в него заметные ретро-элементы, все чаще использовали тембры, имитирующие звучание акустических инструментов, и т.д.

Propellerheads стилизовали мелодии из шпионских фильмов, пригласив к сотрудничеству джаз-диву Ширли Бэйси; Fatboy Slim добавил в саунд «гаражной» экспрессии и элементов всевозможных стилей. Сегодня под биг-битом иногда подразумевают некую настоянную на брейк-бите эклектику, вбирающую в себя элементы самых разных стилей и при этом пригодную для танцев.

Funky Breaks

Смесь Trance, Hip-Hop и Jungle, стиль Funky Breaks, благодаря своей популярности, стал одним из самых широко распространенных стилей электронной музыки среди тех, кто хотел поднять шумиху в поп чартах и ТВ клипах в конце 90-х. Пионерами этого стиля стали The Chemical Brothers плюс James Lavelle, но Funky Breaks действительно набрал обороты в 1997. В этом году эксперты музыкальной индустрии предсказывали окончательный прорыв направления New Electronica. Среди лидеров, возглавивших эту музыкальную революция, почти все - The Prodigy, Death In Vegas, The Crystal Method, Propellerheads - создавали элементы этого стиля.

Nu skool Breaks

Тяжелый танцевальный стиль, получивший развитие в конце 90-х, благодаря смешению Techno и Drum\'n\'Bass, а также некоторых элементов раннего Rave. Nu Breaks возглавили такие музыканты и DJ как британцы Adam Freeland, Dylan Rhymes, Beber, Freq Nasty и Rennie Pilgrem, а также некоторые американцы, как, например, BT. Из стиля Drum\'n\'Bass они позаимствовали 2-Step Break-Beats и жуткие эффекты, из Techno - мягкое течение музыки и механические ударные, а из раннего Rave/Hardcore 90-х годов - некоторые колокольчики и свист (в прямом и переносном смысле), которые не были слышны уже долгие годы.

Ambient Break-Beat

Стиль Ambient Break-Beat относится к узкому субжанру электронной музыки, но отличается меньшей энергичностью, чем Trip-hop или Funky Breaks. Однако ощутимое влияние Hip-Hop нельзя не отметить. Несколько медленных (Downtempo) композиций, записанных на британских студиях открыли дорогу к успеху нью-йоркскому DJ Wally (из команды Liquid Sky Records) и британским исполнителям, например, Req. Каждый из них продемонстрировал хорошее владение стилем

730-я кнопка на E-Radio+: 128k

П о и с к